Заикание
у детей
Заикание - это нарушение темпа,
ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого
аппарата.
При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или
повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в
возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не
пропустить первые признаки заикания:
- ребенок
вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух
часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже,
заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения
заикания, его можно предотвратить.);
- употребление
перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
- повторение
первых слогов или целых слов в начале фразы;
- вынужденные
остановки в середине слова, фразы;
- затруднения
перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной
системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно
появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто
заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации -
постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К
заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий
(обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано
развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок,
обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют
говорить напоказ.
Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет),
одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в
виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся
моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них
недостаточно развита мелкая моторика рук.
Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить
тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу,
психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Ввиду того, что у заикающихся детей
и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются
индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой
режим.
Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно
чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство
постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это
утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не
соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в
этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное
противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые
к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми,
постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в
школе.
Не следует
перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр
телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко
привести к возникновению заикания.
Нельзя запугивать ребенка,
наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде
наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в
любимой игре и т.п.
Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от
другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует
сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми,
чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать
заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников
индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в
хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с
другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его
недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые
способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.
Полезны дополнительные занятия по пению.
Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда
и психоневролога.
Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной
системы, и в большинстве случаев его можно вылечить. Существует множество
методов лечения этого заболевания у детей дошкольного возраста. Выбор метода
зависит от первопричины проблемы и индивидуальных особенностей ребенка.
|