Задержка
речевого развития у ребенка
В первые
годы жизни человека закладываются основы многих навыков, в том числе происходит
формирование речи. Важно внимательно следить за этим процессом и как можно чаще
разговаривать с ребёнком, провоцируя его на произношение отдельных звуков и
слогов. Такое общение будет стимулировать речевое развитие малыша. Большое
значение имеет психологический контакт ребёнка с матерью. Уровень развития речи
ребёнка влияет на развитие его психики и способность в дальнейшем гармонично
взаимодействовать с обществом. Активное осваивание речи также развивает
мышление, память, воображение и внимание. В данной публикации разберемся,
почему происходит задержка речевого развития у ребенка.
Что
делать, если у ребенка задержка речевого развития?
Распространено мнение, что девочки учатся
говорить раньше мальчиков, но в основном развитие речи происходит очень
индивидуально. На этот процесс влияет множество факторов, как психологических,
так и физиологических. Существует определённая норма
речевого развития у детей. Если ребёнок в возрасте до 4 лет отстаёт от неё, ему
ставится диагноз «задержка развития речи» (ЗРР). Но не стоит сильно паниковать
по этому поводу. Дети, у которых выявлена задержка, достигают тех же успехов в
навыке речи, что и остальные дети, только несколько позже.
·
В течение первых восьми месяцев жизни
дети начинают произносить отдельные звуки, чаще всего, это протяжные «а» и «м».
·
К 10-14 месяцам дети начинают понимать и
реагировать, когда к ним обращаются, а для привлечения к себе внимания
используют различные звуки, а не только плач.
·
В возрасте 14-18 месяцев дети способны
по просьбе взрослых показывать на отдельные знакомые предметы в комнате, на
улице или на картинках.
·
Когда ребёнок достигает 18-24 месяцев,
его словарный запас состоит не только из названий предметов, но и включает
обозначения различных действий.
Малыш в этом возрасте уже может
выполнить такие просьбы, как, например, «дай мне мячик» и «принеси зайку».
·
В 2-3 года дети способны произносить
отдельные слова и выстраивать простые законченные предложения, например «мама,
дай».
·
К 3-4 годам дети учатся формировать
более сложные предложения, например, «папа поехал на работу».
Важно учитывать эти нормы при
наблюдении за развитием речи малыша, это поможет своевременно обратиться к
помощи невропатолога в случае необходимости. Особое внимание следует обратить,
если ребёнок в 4 года не способен строить предложения и большинство звуков
произносит неправильно.
Развитие речи может задерживаться
из-за психологических или неврологических причин, а также вследствие нарушения
слуха. Поэтому диагноз ЗРР может быть установлен только после комплексного
обследования ребёнка психологом, невропатологом и логопедом. Лечение
замедленного развития ребенка зависит от выявленных причин.
Если ребёнку уделяют мало внимания
и не разговаривают с ним, то ему не у кого учиться говорить, и он начинает
отставать в речевом развитии. Но такой же эффект наблюдается и в
противоположной ситуации, когда ребёнка окружают чрезмерной заботой, угадывают
все его желания до того, как он выразит их. В этом случае малышу просто нет
необходимости учиться говорить. Описанные причины ЗРР относятся к
психологическим. Для их исправления необходимо дополнительно стимулировать речь
ребёнка и проводить специальные занятия с логопедами. А со стороны родителей
малышу потребуются внимание и ласка. Причинами задержки развития речи
могут послужить и различные неврологические проблемы - медленное созревание
соответствующих нервных клеток или заболевания и поражения головного мозга. В
этом случае врач-невропатолог назначает в качестве лечения препараты,
улучшающие кровообращение мозга и повышающие его интегративную функцию. Для
стимуляции участков мозга, отвечающих за развитие речи, может быть назначена
процедура транскраниальной микрополяризации.
Суть этой методики в том, что участки мозга подвергаются
воздействию очень слабого электрического тока. В результате процедуры
нормализуются развитие речи, память и внимание.
Еще одной причиной ЗРР у ребёнка может быть
нарушение слуха или глухота. В этом случае нормализовать речевое развитие
малыша поможет определение его в специализированный детский сад.
|