Формы взаимосвязи работы родителей и логопеда
Совместные формы работы родителей и педагога могут быть таких видов как праздники с речевой направленностью, родительские собрания и консультационные мероприятия.
Родительские собрания являются продуктивным видом общения педагога-логопеда и родителей, т.к. на собраниях логопед планомерно доводит до сведения родителей задачи, методы и состав коррекционной работы с младшими школьниками. Родительские собрания дают возможность ознакомить родителей по многим вопросам, которые касаются развития речи у детей, а также подключение родителей к инициативной активности в коррекционной деятельности.
Консультационные групповые мероприятия дают возможность ознакомления родителей в теоретической и практической сферах коррекционных вопросов, обучения и воспитания детей. В консультациях могут участвовать медики и психологи. Эти мероприятия должны быть построены таким образом, чтобы заинтересовать родителей в плодотворном сотрудничестве для решения проблем воспитательного и развивающего процессов их детей.
По окончании учебного года логопедом проводятся речевые праздники, показывающие успехи учащихся. В подготовке этих праздников участвует преподаватель музыки, а также привлекаются к активному участию родители.
Такие праздники стимулируют к развитию коммуникации детей, увеличения их уровня самооценки, повторение и запоминание освоенного учебного материала, а также дают возможность родителям увидеть итоги своей деятельности и результативность педагогического процесса логопеда по исправлению речевых дефектов у школьников.
Индивидуальные формы работы с родителями: собеседования, анкетирование, консультации, применение литературы содержащей упражнения, задачи для работы дома и использование логопедических дневников, присутствие на показательных логопедических занятиях.
Существенное место во взаимодействии семьи и педагога-логопеда занимает анкетирование родных ребенка. Анкетирование дает возможность сбора сведений о составе семьи, продуктивность деятельности родителей в оказании помощи в развитии детей, а также их ошибки.
Педагог доводит до сведения родителей результаты и содержание речевого дефекта ребенка. При этом действенны беседы родителей с педагогом. При первичном собеседовании приводятся факты воспитания и содержания ребенка в семье, а также круг его интересов и занятий. Педагогу необходимо учесть все аспекты опасений и жалоб родителей ребенка, их взгляд и готовность к решению проблем в развитии речи. Такие собеседования важны не только для логопеда, но и для родителей. Верное построение беседы и ее атмосфера будут влиять на сотрудничество в будущем.
Консультации помогают в поиске ответов на встречающиеся вопросы, приобрести пакет рекомендаций, в котором освещаются практические приемы обучения дома.
Важным видом взаимной деятельности родителей и логопеда является персональный дневник логопеда. Этот дневник ведется совместно с родителями. Он необходим для записей домашних заданий, а также родитель может внести в него какой-либо вопрос или сомнение по поводу работы ребенка.
Наглядная форма взаимодействия с родителями. Для побуждения активности родителей, их просвещения и практической помощи логопед располагает ознакомительный наглядный материал на специальном стенде. Этот материал может менять свое содержание не один раз в течение года.
|