Методическая разработка педагога Костриковой М.В.
Волшебная пескотерапия «Чудесные ладошки»
Хорошо знакомый нам песок кажется очень понятным и простым. Но на самом деле это таинственный и удивительный материал. Дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики и фигурки или даже просто ходить по нему. Песок бывает разный. Легкий и сухой, влажный и тяжелый, он способен с легкостью принимать любую форму. Он бывает и непослушный, непостоянный, и фигурки из песка способны мгновенно рассыпаться. Все эти свойства песка, можно успешно использовать и в терапевтических целях.
Песочная терапия для ребенка – возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами. Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. Пескотерапия это по сути игра . Игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. Пескотерапия - это игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы. Каковы особенности пескотерапии ? Прежде всего это возможность для самовыражения ребенка. Создаваемые композиции в процессе песочной терапии, позволяют выразить, то что иногда не передать словами. Если есть трудности и ребенок не может что -то рассказать открыто, то песочная картина поможет ему раскрыться. При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать.
Как происходит песочная терапия? Для занятия песочной терапией с ребенком используется влажный и сухой песок, манка, а также различные предметы, фигурки животных и людей. Выбрать с какими фигурами будем заниматься лучше предложить самому ребенку. Он выбирает понравившиеся ему предметы. Затем все они размещаются им на подносе с песком. Располагать их на песке разрешается детям в любой последовательности и в любых позах. Время не ограничиваю, чтобы ребенок точно определился: что и где должно быть. После того, как фигуры расставлены перемещать их уже нельзя. Теперь рассматриваем полученную картину на песке и просим ребенка охарактеризовать её, рассказать, почему именно так встали у него фигуры. Так сразу видно, что все что сделал ребенок связано напрямую с событиями из его реальной жизни. Именно так, можно увидеть какие проблемы и в какой сфере существуют.
Благодаря командной работе специалистов через игры с песком были решены общие и специфические задачи : -развитие общей и тонкой моторики, -формирование у ребёнка представлений об окружающем мире, -гармонизация детско-родительских отношений, -снижение агрессивных, тревожных состояний, -снижение упрямства, сопротивления ребёнка, его робости и застенчивости, -снижение гиперактивности , -снятие психо-эмоционального напряжения, -снятие речевого негативизма, -развитие импрессивной и экспрессивной речи (развитие понимания инструкции, обогащение словарного запаса, развитие звукоподражания, произнесения облегчённых слов, слоговой структуры слова, фразовой речи и лексико-грамматических представлений). |