Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна и на сегодняшний день. Для дошкольников - это важная и трудно решаемая задача, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
В методике обучения рассказывания в подготовительной группе выделены рассказывания по игрушке и предметам, по картине, из опыта и творческое рассказывание. Все эти виды строятся в зависимости от функции психических процессов на три типа монологов: описание, повествование и рассуждение.
В подготовительной группе каждый вид рассказывания проводится последовательно: октябрь. ноябрь. декабрь - обучение рассказыванию на тему; январь, февраль. март - рассказывание по литературному образу; апрель, май - рассказывание по пейзажной картине.
Приёмы обучения рассказыванию разнообразны.Существуют 2 группы: основные и вспомогательные приёмы.
Приёмы рассказывания: совместное рассказывание, образец рассказа и моделирование.
Моделирование используется в старшей и свойства объекта.подготовительной группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Распространённой моделью является круг, разделённый на три неравных части (начало, основная часть и конец рассказа).
Широкую известность приобрели работы Л.А.Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов худож.произведений; затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей. которые соединены между собой стрелками.Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребёнка формируются обобщённые представления логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
У детей подготовительной группы достаточно сформирован существенные стороны фонематический слух. При составлении рассказов дети умело пользуются моделями и схемами. Почти все рассказы детей имеют сюжет, дети в основном используют сложные распространённые предложения. В речи наблюдаются сравнения.
Таким образом, проблема речевого развития всегда актуальна и одной из годовых задач определяется развитие речи, с помощью дидактических игр у дошкольников. |