Сотрудничество логопеда с родителями.
Эффективность
коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности
логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у
дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику
развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества
логопеда и родителей относятся формирование у них мотивации к коррекционной
работе с их детьми, разъяснения, как правильно развивать речь детей,
поддерживать и закреплять речевые умения и навыки, полученные на логопедических
занятиях. О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе
говорят много. Однако родители не всегда осознают, как эту речь развивать.
Часто можно услышать: "Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи,
учили, объясняли, так много обо всём разговаривали, но результата нет; сам
ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём-то
рассказать…". Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили,
объясняли - не ребенок. " Речистость" у детей разная: одних не
остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и "молчуны"
разговорятся, если есть стимул для разговора. Какими упражнениями можно
развивать речь? 1.Рассматривайте ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли
сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах
обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово. 2.Играйте в игру
"Доскажи словечко" : взрослый читает короткое стихотворение, а
ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово. 3. Играйте в слова.
Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам"
или необходимость лежать в постели. К таким играм можно отнести: - какими
словами, красками можно описать время года; - назови слово-предмет,
слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова; - расскажи
о предмете: какой он ( назови как можно больше прилагательных); что он может
делать ( назови как можно больше глаголов) и т.д.
- играйте в игру "Если
бы, да кабы….". Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я
бы…., потому что….
Если бы я был Музыкой, то я
бы…., потому что….
Если бы я был дождиком, то я
бы….,потому что…
Если бы я был мандарином, то
я бы…, потому что…;
- играйте в игру
"Хорошо-плохо". Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а
что плохого?
Что хорошего в дождике, а
что плохого?
- играйте в слова с
противоположным значением(антонимы): веселый - грустный, сильный - слабый и
т.д.;
-играйте в слова, где
изменяется только один звук: почка - дочка -точка - кочка…
4. Предложите ребёнку
пересказать сказку. Рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось
и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру:
"Найди ошибку в предложении". ( В лес растут грибы. Шишки растут…
ёлке.)
6. Учите ребёнка составлять
рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала ( короткого, как
утро), середины( длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую
сказку "в лицах" с разной интонацией. Если вы хотите помочь своему
ребёнку, не забывайте, что… - для появления положительной динамики в развитии
речи нужны время, терпение и система; - Родители, воспитатели и специалисты
должны работать в тесной связке - только тогда можно достигнуть желаемого успеха
без психотравмирующих ситуаций, как для ребенка, так и для окружающих; -
необходимо выполнять всё, что назначено специалистом, и не от случая к случаю,
иначе проблемы могут только усилиться; - ребенок не виноват в своих проблемах!
Он не "лодырь", не "лоботряс". Он просто пока не может
правильно пользоваться русским языком. Ему нужна помощь! Помните! Ребёнка очень
легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия - и
увлечённый "говорун" превратится в скучного "молчуна".
|