Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики помогают активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, развивают координацию движений, развивают чувство ритма, самоконтроль, синхронность выполнения движения и т.д., подготавливают руки к письму.
Такая целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук детей способствует более быстрому и полноценному формированию речи.
Игры-упражнения, которые я использую, учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от задействованных мышц – сгибательных и разгибательных – постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и способствуя ее развитию.
Чем больше число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие повторения на своих занятиях нужно проводить, и для правой и для левой руки, равным образом развивая тонкие движения пальцев обеих рук.
Усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи.
В коррекционно-развивающей работе необходимо опираться на то, что для полноценного формирования речи ребёнка важно развивать у него мелкую моторику рук. В системе обучения нужно предусматривать взаимосвязь между моторикой и звукопроизношением, моторикой и связной речью, моторикой и лексико-грамматическим строем речи, моторикой и высших психических функций. Игры и упражнения нужно использовать как часть индивидуального и подгруппового занятия и целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.
Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями и логопедом. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно! |