Развивающие игры по обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи
Методические рекомендации учителя-логопеда Федоренковой О.С.
Трудно переоценить значение общего развития ребенка в дошкольном возрасте. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе становления речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с людьми.
В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е. Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи».
Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые затрудняют процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. По данным исследователей, в некоторых первых классах насчитывается до 85- 90% детей с различными речевыми нарушениями.
Актуальность данной темы значительна:
1. Развитая устная речь детей дошкольного возраста – это один из показателей готовности ребенка к обучению в школе.
2. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в котором определена образовательная область «Рече- вое развитие» и как одно из ее направлений – «обогащение активного словаря».
3. Заинтересованность со стороны государства вопросами эффективного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
4. Неудовлетворительный уровень речевого развития современных детей.
Проблема заключается в том, что по окончании дошкольного обучения дети с ОНР не овладевают целевым ориентиром, в котором выражается следующее достижение воспитанника: «… ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…» без специально организованной образовательной деятельности.
Процесс развития устной речи затрудняют множественный лексические нарушения у воспитанников. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский).
Работу по обогащению словаря как одного из компонентов устной речи следует строить через систему коррекционно-логопедического воздействия, включая взаимосвязь всех участников данных отношений (воспитанник, родители, учитель-логопед) и правильно созданную предметно-развивающую среду.
Коррекционно-логопедическая работа по обогащению словаря воспитанников, которая проводится поэтапно:
I этап – уточнение лексического значения слов.
II этап – развитие умения воспитанников употреблять антонимы, синонимы и многозначные слова в устной речи.
III этап – формирование обобщающей функции речи.
В связи с тем, что игровая деятельность у дошкольников является ведущей, то система развивающих игр должна стать составной частью каждого логопедического занятия (фронтального, подгруппового, индивидуального), проводимого с детьми. Каждая игра адаптируется под изучаемую тему.
I. Игры, направленные на уточнение лексического значения слова:
1. Настольные игры «Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».
Цель – обогащение предметного словаря, развитие логического мышления.
Данные игры являются одним из эффективных способов обогащения словаря детей. Проводя игру, воспитанникам объяснялось её правило. В процессе игры (например, с разрезными картинками) сначала рассматривались целые картинки-образцы, уточнялось: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После уточнения шло объяснение: «Вот пред вами маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, вы должны сложить целую картинку, каждый свою. Вспомните, какого цвета слива, какие у неё листья, и подберите необходимые картинки». По такому же принципу дети собирали картинки из кубиков.
2. Игра «Чудесный мешочек». Цель – обогащение предметного словаря (в процессе игры обратить внимание на правильность грамматического оформления слов).
3. Игра «Что не так?». Цель – обогащение предметного словаря, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.
Инструкция: «Правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляют ошибки.
4. Игра «Меморина». Цель – обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.
Принцип игры: найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек (в зависимости от возраста и развития ребёнка). Карточки разложены на столе изображением вниз, что как раз и создавало эффект неожиданности. Игроки по очереди открывали карточки. Если картинки оказывались разными, то карточки опять переворачивались. Если же картинки оказывались одинаковыми (или похожими), то открывший их получал фишку.
Ставилась задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать. В конце игры, подсчитав фишки, определялся победитель.
5. Игра «Путаница». Цель – обогащение предметного словаря, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.
6. Игра «Подбери слово». Цель – обогащение и уточнение активного словаря (подбор подходящих слов к названным определениям, словам-действиям).
Мокрый; тяжёлый; радостный. Светит; пишет; висит.
7. Игра «Кто как кричит». Цель – учить детей подбирать слова-действия по способу подачи голоса.
8. Игра «Запомни и назови». Цель – развитие активного словаря детей.
9. Игра «Часть – целое». Цель – обогащение предметного словаря, закрепление названия частей целого предмета или объекта.
Описание. Детям называют части предмета или объекта, а они догадываются, о каком предмете идёт речь и называют его. Например, корень, ствол, ветки - дерево; спинка, ножки, сиденье – стул; крылья, клюв, хвост – птица и т.д.
10. Игра «Какой?» Цель – развитие словаря признаков.
11. Игра «Исправь ошибку». Цель – развитие глагольного словаря, логического мышления (Повар лечит, а врач готовит. И т.д.).
12. Игра «Снежный ком». Цель – развитие активного словаря, закрепление «новых» слов в связной речи.
Описание. Детям предлагается с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.
II. Игры, направленные на развитие умения воспитанников употреблять антонимы, синонимы и многозначные слова в устной речи. Подбор игр осуществляется с нарастающей сложностью, так как игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом:
1. Игры «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой) и «Кто скажет иначе?» (с мячом). Цель – введение в речь синонимов разных частей речи.
Дети вставали в круг и, отвечая, передавали друг другу волшебную палочку или мяч.
Бой – битва, сражение.
Бояться – пугаться, страшиться, робеть. Горевать – печалиться, грустить. Заглядеться - залюбоваться, засмотреться.
2. Игра «Упрямые дети». Цель – обогащение словаря-антонимов.
Детям сообщалось, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
3. Игра «Скажи наоборот». Цель – обогащение словаря - антонимов. Взрослый произносил фразу с эпитетом, ребёнок повторял её, называя антоним эпитета. Например, взрослый говорил: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечал: «Я вижу низкий дом».
4. Игра «Угадай слово». Цель – обогащение словаря-антонимов.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью:
Дуб большой, а рябина ... Сосна высокая, а куст ... Пчела летает, а гусеница... Дорога широкая, а тропинка ...
Опёнок съедобный, а мухомор ...
III. Игры на формирование обобщающей функции речи:
1. Игра «Четвертый лишний». Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас. Цель – закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Описание. Логопед, бросая мяч ребенку, называет 4 слова и просит определить, какое слово лишнее. Например, день, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
2. Игра-пазл «Обобщение». Цель – закрепление обобщающих понятий, развитие произвольности внимания, логического мышления, мелкой моторики.
3. Игра «Назови одним словом». Цель – закрепление обобщающих понятий.
Таким образом, ребенок с общим недоразвитием речи овладевает целевым ориентиром: «… хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…», только при создании:
1) условий развития, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту и видам деятельности;
2) развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Использование данной методики способствует расширению словарного запаса, а также благотворно воздействует на развитие речевой коммуникации дошкольников в целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать его использование педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений.
Список литературы
1. Гризик Т.И. Речевое развитие современного ребёнка. // Детский сад от А Я. – №2 (14), 2005. – 4 с.
2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2008г. – 232 с.
3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 217с.
4. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 240с. (48).
5. Лосев П.Н. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения. – М.: ТЦ. Сфера, 2005. – 112с.
6. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
7. Сековец. Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006. – 368 с.
8. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: «Мозаика- Синтез», 2006. – 80 с.
9. Ушакова О.С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – №2 (14), 2005. – 9 с. |