Развитие
мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого
ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже
начинает говорить. Иногда родители, не осведомленные в этой теме, задаются
вопросом, зачем развивать мелкую моторику у ребенка? Постараемся ответить на
этот вопрос.
Мелкая
моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной
и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов
чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения
ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Кстати, применительно к
моторике кисти и пальцев можно использовать термин «ловкость». Мелкая моторика
включает в себя разнообразные движения, начиная с примитивных жестов (например,
захват предметов) до мельчайших движений, на основе которых, кстати,
формируется почерк ребенка. Наукой доказано существование связи между развитием
мелкой моторики и речи у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую
моторику с самого раннего возраста, включая первые дни жизни, и делать это на
протяжении всей вашей жизни.
Доказано,
что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и
быстрому развитию речи. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой
развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется
на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у
ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря
этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Занятия с логопедом ему точно
не понадобятся.
Детям с
плохо развитой мелкой моторикой рук труднее дается письмо в школе. Часто у них
просто не получается вывести палочки и крючки необходимой формы, потому что их
пальчики и кисть не слушаются, им не хватает ловкости. Однако эта проблема
разрешима.
Ничто не
мешает начать активно развивать моторику рук у своего ребенка, даже если он
начал ходить в школу.
Письмо
станет для него любимым предметом, потому что писать станет просто и обучение в
школе не покажется чем-то сложным и неинтересным. Это связано с тем, что
совместно с развитием мелкой моторики улучшаются еще и внимание, речь,
координация, воображение, мышление, наблюдательность, зрительная память,
ловкость.
Для того
чтобы определить, насколько хорошо развита мелкая моторика у вашего малыша
(рекомендуемый возраст 3 года), можно предложить ему выполнить несколько
заданий в игровой форме. Это может быть «Пирамидка» (надеть на стержень
кольца), можно дать задание собрать матрешки или другие мелкие предметы,
застегнуть пуговицы на одежде и упряжку на обуви, завязать-развязать узелки на
шнурках или ленточках. Наблюдайте в этот моменты за ребенком, обращая внимание
на то, в каком темпе он делает задания, на подвижность пальцем. Если он успешно
выполнил все задания в хорошем темпе, не напрягая пальцы и кисть, это очень
хороший результат. Если же у ребенка не получалось, задание сопровождалось
раздражением, пальцы его не слушались, были малоподвижными – стоит по меньшей
мере задуматься и уделить время развитию мелкой моторики.
Специалисты рекомендуют родителям осознанно подходить к выбору игрушек
для малыша. Отдавайте предпочтение игрушкам со шнуровкой, сквозными
отверстиями, палочками, мелкими деталями. Чем больше будет сборных деталей у
игрушки, тем лучше. У малыша обязательно должен быть конструктор. И чем старше
возраст, тем мельче детали конструктора. Считается, что именно конструктор
помогает развивать мелкую моторику и параллельно воображение, мышление, полезные
навыки.
На основе
глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики,
нейробиологи и психологи пришли к единогласному выводу о существовании связи
между уровнем развития мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей.
Ребенок с
хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы
головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у
малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.
|