Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 21.12.2024, 19:00

Меню сайта
Статистика
Главная » 2017 » Октябрь » 24 » Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школе
20:33

 

Что нужно знать родителям о психологической готовности к школьному обучению

Каждый ребёнок идёт в первый класс с надеждой, что в школе у него всё будет хорошо. Но проходит несколько недель, и малыш уже без особой охоты собирается в школу. В чём же дело? А дело в том, что он оказался не совсем готовым к «школьным будням». Почему же такое может произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и поступление в первый класс – это положительная перемена в их жизни. И далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь – прежде всего труд. Проводя опрос будущих первоклассников на тему: «Почему ты хочешь пойти в школу?», чаще всего встречаются следующие ответы: « В школе не надо спать днём», «В школе на завтрак будут давать вкусную еду», «Учительница будет красивая и добрая», «В школе появятся новые друзья», «В школу я буду ходить один».

Понятно, что ребёнок, ожидающий, что школа – это сплошной праздник, вскоре начинает испытывать неудовлетворённость оттого, что приходится делать то, что ему не нравится, а именно: прилагать усилия и старания в нелёгком и не всегда интересном труде. Психологи считают, что многое зависит от того, как ребёнок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать и считать. Хотя эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу. Но уже в первые месяцы обучения оказывается, что быстро считающие и бегло читающие дети не проявляют интереса к учёбе, нарушают дисциплину и как следствие – конфликт в отношениях с учительницей. Родители обеспокоены и не понимают в чём дело, ведь они усиленно готовили ребёнка к школе в подготовительных группах. А дело в том, что дети среднего и высокого уровня развития потеряли интерес к учению, в то время как детям слабого уровня повторение облегчает усвоение материала.

Так что же, cпросите вы, ребёнка до школы не надо учить писать и считать? Конечно, надо, но не только на уроках в подготовительных группах, а дома, в непринуждённой, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес малыша. Сегодня существует множество развивающих игр и книг, которые помогут вам правильно заниматься с вашим чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять малыша, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребёнок вообще не захочет учиться. Но к психологической готовности к школьному обучению это не имеет непосредственного отношения. Так что же такое психологическая готовность к школе?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Если ребёнок достигает результатов только в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он не справляется с заданиями, то ребёнок считается психологически не готовым к школьному обучению. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задач.

Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника и включает в себя следующие параметры психического развития:

 

1. Наличие учебной мотивации

Поскольку учение в школе состоит не только из интересных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять непривлекательные задания. Занимаясь с дошкольником, важно обращать внимание на то, как ребёнок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Постепенно у ребёнка войдёт в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но внимательно оценивайте ситуацию, действительно ли нужна помощь или ребёнку лень трудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание, похвала и уверенность, что у малыша всё получится. Такое общение с ребёнком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию.

2. Определённый уровень развития произвольного поведения, позволяющий выполнять требования учителя

Под произвольным поведением понимается поведение, осуществляемое в соответствии с определённой целью. Если ребёнок не слушает учителя, не умеет работать по образцу, не умеет работать по правилу, нарушает дисциплину, то имеет место слабое развитие произвольного поведения. Необходимо уделять внимание играм с кубиками, где они складываются с фрагментами рисунка по образцам рисунков, выкладывать по образцу мозаику, собирать конструкторы по заданным картинкам и просто срисовывать. Немаловажное значение имеет игры с правилами (настольно-печатные, сюжетно-ролевые).

3. Определённый уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребёнком простыми операциями обобщения

В основном к моменту поступления в школу ребёнок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте обобщением. Сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к одному классу. Для развития обобщения с детьми надо играть в развивающие игры типа лото, составлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказывать прочитанные художественные произведения. Важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий мир: возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Интересно что-нибудь посадить, готовить с мамой или бабушкой, печь пироги, выяснять что съедобно, а что нет, что как пахнет и прочее.

4. Развитие фонематического слуха

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы или звуки в слове. Каким же образом развивать у ребёнка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре, где ему предлагаются заколдованные слова и чтобы расколдовать их, надо назвать по порядку звуки, из которых оно состоит. Перед игрой детям объясняют, что такое звук, и чем он отличается от буквы (в игру играют дети, знающие буквы и их написание). Для этого ему говорят, что все слова звучат, и мы их слышим, потому что они состоят из звуков. Например, слово «мама» состоит из звуков «м-а-м-а» (нараспев). Произнося звук «м», взрослый должен обратить внимание на то, что произносится именно звук «м», а не буква «эм». Необходимо помнить, что названия согласных букв не совпадают с тем, как эти буквы звучат в словах. Например, буква «эс» в словах звучит как звук «с» и т. д. Трудность предлагаемых слов должна возрастать постепенно. Вначале должны предлагаться простые слова типа : «пол», «кот», «каша» и т. д.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, надеюсь, что, прочитав эту статью, вы, поняли, что такое психологическая помощь к школе и сможете помочь вашему ребёнку правильно подготовиться к началу школьного обучения.

Категория: Страница воспитателя Дудиной Н.Г. | Просмотров: 1033 | Добавил: skalbi | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа

Друзья сайта
ВСЕРОССИЙСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВАШ ЛОГОПЕД
сайт логопеда Егоровой В.Г.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТРАНИЧКИ
сайт муз.руководителя
Голубевой Е.В.
САЙТ
 логопеда Котиной А.Ю.
БЛОГ
Назаровой Э.А.
САЙТ
учителя-дефектолога
Голубевой А.Н.
САЙТ
логопеда Котовой Е.А.
САЙТ
логопеда Голубевой  Н.И.

Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Полезные ссылки






ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"

***
Концепция развития Санкт-
Петербурга до 2030 года
***



dou11 © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz