Развиваем у детей художественно-творческие способности.
В нашей работе с детьми огромная роль отводится изобразительной деятельности. Наши дети рисуют всегда, когда можно выкроить время в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения: во время непосредственно- образовательной деятельности, в свободное вечернее время, после или во время любого мероприятия, будь то прогулка, время утреннего приёма, вечернее развлечение, игры, спектакли и т. д. Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество, мы на занятиях используем нетрадиционные методы и приёмы изображения.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
Развивает чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В своей работе мы попробовали многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе нам и детям.
Мы убедились в том, что рисование необычными материалами (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, соль, трубочка и т. д.), оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Рисование ладошкой
Разведите гуашь в широких блюдцах с небольшим количеством воды. Ребёнок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге (бумага должна быть плотной). Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. В отпечатке ладошки можно увидеть различные удивительные образы. Пофантазируйте и дорисуйте недостающие детали. Это может быть солнышко, ёжик, лист дерева, бабочка и многое другое.
Граттаж
Эта техника очень хороша для изображения космоса. Возьмите плотную цветную бумагу, лучше всего подойдёт обложка от упаковки картона с каким-нибудь цветным изображением, натрите её свечой, покройте сверху чёрной тушью (добавьте в тушь немного жидкого мыла). Когда основа высохнет, рисунок процарапывается сломанным карандашом, китайской палочкой, зубочисткой до слоя краски. Чёрная тушь вместе с воском снимается и остаётся цветной след. Дети очень любят этот необычный способ изображения. Основу под граттаж выполняет взрослый.
Рисование мыльными пузырями
Разведите в не6ольшой ёмкости с довольно высокими краями гуашь до состояния "жидких сливок”, добавьте немного жидкого мыла. Опустив трубочку от коктейля в раствор, ребёнок выдувает воздух, образуя пузырьки (предварительно объясните ребёнку, как правильно дышать в трубочку, чтобы краска не попала ему в рот). Когда пузыри поднимутся "шапкой” над ёмкостью, надо обмакнуть об них лист плотной белой бумаги, повторить процедуру один или несколько раз, сдвигая бумагу в разных направлениях. Затем рассмотреть полученное изображение и обсудить, на что оно похоже. При необходимости дорисовать детали. В этой технике хорошо получаются снежные фигуры, черепаха, овечка.
"Крупяная” аппликация
Эта техника самая любимая у наших детей. Крупы очень разнообразны и с их помощью можно передать различную фактуру. ( Например: греча – колючий ёж, шишка, серёжки на берёзе, геркулес – мягкая кудрявая шубка у овечки, манка – снег, рис – иней на ветке, кукурузная крупа – песок в пустыне или жёлтые птенцы, дроблёный горох – осенняя листва на деревьях, овёс – муравейник, пшеничка – плюшевый мишка и т.д.
Для использования этой техники необходим качественный клей ПВА. Клеевой кистью на лист бумаги (желательно цветной) клеем наносится изображение (например, крона дерева), затем сверху обильно посыпается крупа, полностью его закрывая. Через несколько минут, излишки крупы аккуратно ссыпаются обратно в ёмкость.
Монотипия( от греческого monos – один, tupos – отпечаток )
С помощью этой техники можно изобразить необычным способом симметричный предмет ( бабочку, цветок, лицо человека ). На половине листа бумаги рисуется половинка бабочки, лист складывается пополам, плотно сжимается, на второй половине симметрично отпечатывается рисунок. Также эту технику используют для получения зеркального отражения природного пейзажа на водной глади озера, пруда. На одной половине листа красками рисуются объекты будущего пейзажа, вторая половина смачивается мокрой кистью, затем лист складывается пополам и проглаживается. На нижней половинке листа отпечатывается отражение. К этому способу можно отнести и кляксографию. На лист бумаги нанести несколько капель краски, согнуть лист пополам и плотно сжать. Развернув лист, можно увидеть причудливые узоры. Такое занятие будет интересно даже самым маленьким детям.
Отпечатки листьев
Ребёнок покрывает лист дерева гуашью со стороны прожилок, затем прикладывает окрашенной стороной к бумаге, прижимает и аккуратно снимает, взяв за черешок. Получается отпечаток листа. К нему можно пририсовать детали (например, ягоды рябины, смородины, жёлудь, усики бабочки, лапки жука и т.д.)
Удачи в освоении новых техник. Будем рады, если вы предложите нам другие интересные способы изображения, а также приглашаем вас участвовать в наших конкурсах работ, выполненных дома с детьми.
|