Научите ребенка беречь и охранять природу.
(Советы родителям от воспитателя Тихомировой Е.В.)
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощаются, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое стоит на грани экологической катастрофы. Перед нами стоит задача: выпустить в жизнь воспитанных и образованных людей.
Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно что-то предпринимать, чтобы нынешние дети могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Часто дети из-за отсутствия знаний не могут выбрать правильную линию поведения. Задача осложняется еще и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. Вероятно, в таких случаях нужно говорить ребенку: « Хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать и бить бутылки, включать громко музыку, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных и т.д. А вот ты – молодец, так не делаешь». Поэтому очень важно неравнодушное отношение родителей.
Руководство взрослого необходимо и в воспитании активной действенной позиции ребенка. Как правило, ребенок не обидит брошенного на улице котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки деревьев, но и не заметит сломанные и т.д. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома, на даче («посмотри, сухая ли земля в цветочных горшках», «покорми собаку, кошку и др.», «приготовь корм попугаю» и т.д.).
Большое значение в устойчивом положительном отношении к природе имеют телепередачи: «B мире животных», «Zooпарк», «Animal planet», «NatGeoWild» и др. с дальнейшим обсуждением просмотренного.
Во время прогулок обращайте внимание на растения, занесенные в Красную книгу; познакомьте с лекарственными растениями, объясните, почему их так называют.
Прогулки с ребенком полезно сочетать с чтением книг о растениях и животных, рассказыванием, рисованием.
Хорошо, когда звучат дома стихи и музыка о природе, рассматривают репродукции картин И.И. Левитана, А.И. Куинджи, А.А. Пластова и др.
Научите ребенка правилам обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной форме: «Не рви!», «Не ломай!», а в позитивной: как уберечь, позаботиться, помочь, что я могу сделать и т.д.
Начните эту работу прямо сейчас. Желаю Вам в этом успехов!
|