Мониторинг речевого развития (Егорова В.Г)
Комплексное обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи. Основными критериями оценки являются:
степень самостоятельности выполнения заданий;
полнота и обобщенность ответов;
степень соответствия детской речи условному эталону нормы
При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи.
Обследование компонентов языковой системы
Для выявления динамики речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи исследованию подлежит:
-звукопроизношение;
-пассивный и активный словарный запас;
- понимание изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфемами): суффиксами, префиксами, флексиями;
- словоизменение и использование предлогов;
- словообразование и подбор слов с противоположным значением;
- слоговая структура многосложных составных слов;
- объем и типы предложений;
- понимание и пересказ прочитанного текста;
- умение составить рассказ по серии картинок;
- уровень фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза.
В процессе работы используются различные методические приемы.
Для выявления уровня экспрессивной речи используются следующие приемы:
самостоятельное называние профессий и времен года: логопед предлагает рассмотреть картинки с изображением профессий и времен года, а затем назвать их («Назови профессию», «Назови время года»);
подбор предметов к заданному слову:»Овощи- это…» и т. д.;
самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: детенышей животных, частей тела человека и предметов, малознакомых предметов;
самостоятельное называние детьми, с использованием соответствующего картинного материала: прилагательных по цвету, форме («Огурец овальный, зеленый, а помидор, солнце какие?») и т.д.);
подбор прилагательных к существительным («Рубашка какая?»…);
подбор относительных прилагательных (ребенок должен как можно больше назвать слов, которые отвечают на вопрос, н- р: какая);
подбор притяжательных прилагательных («Это чей хвост?» и т. д);
подбор синонимов (Мальчик грустный, а по-другому как сказать? невеселый, печальный);
подбор глаголов к существительным с использованием соответствующего картинного материала («Лошадь что делает?»);
называние глаголов прошедшего времени ( «Сегодня Оля кушает, а вчера…?» и т. д.);
называние глаголов совершенного вида с использованием соответствующего картинного материала («моет- вымыла»…);
подбор слов противоположных по смыслу (антонимов) с использованием картинного материала («Толстый, а наоборот тонкий»)
Для выявления уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический материал и методические приемы: показ ребенком предметов, названных логопедом («Покажи где мяч, а где мячик?»);
показ ребенком действий, названных логопедом («Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
показ соответствующей картинки ребенком («Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)
При изучении сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и соответствующий дидактический и картинный материал:
образование множественного числа имен существительных (Игра «Один-много»);
образование уменьшительно-ласкательных форм имен существительных
( Игра «Назови ласково»);
согласование прилагательных с имена существительными в роде и числе ;
согласование имен существительных с числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
образование глаголов множественного числа («Девочка идет, а девочки…?»);
употребление предлогов ( «Скажи, где сидит птица?»…);
употребление имен существительных в косвенных падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
образование приставочных глаголов («Скажи, что делает машина?»).
При исследовании состояния фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза используются следующие приемы:
повтор вслед за логопедом сочетаний из 3-4 слогов в определенной последовательности (да-та-да, та-да-та…);
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам: корка-горка..);
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам: речка-редька, рейка-лейка…);
определение наличия заданного звука в словах (заданный звук должен находиться в словах в разных позициях, при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
выделение ударного гласного звука в начале слова (при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
выделение согласного звука в конце слова ( перед ребенком лежат картинки, логопед называет картинки, выделяя голосом конечный гласный звук- ребенок должен назвать конечный звук);
звуковой анализ слов (Перед ребенком лежит картинка, логопед произносит утрировано слово, а ребенок называет звуки и выкладывает схему слова, н – р: кот);
определение места заданного звука (начало, середина, конец слова) (Перед ребенком лежит картинка, логопед просит назвать слово и определить место звука);
определение ударного слога (логопед вместе с ребенком произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а затем просит ребенка повторить слог, который больше выделялся при произнесении);
деление слов на слоги (логопед просит ребенка прохлопать заданные слова и определить, сколько в слове слогов. При затруднениях логопед прохлопывает слово вместе с ребенком)
Для выявления уровня развития связной речи используются следующие приемы:
составление предложение по сюжетной картинке (ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
пересказ рассказа (Логопед читает ребенку рассказ, задает вопросы по его содержанию. После повторного чтения, с установкой на пересказ, ребенок должен рассказ пересказать);
составление описательного рассказа (Для рассказа – описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию: «Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее есть, во что одета, как с ней можно играть?»);
Для обследования состояния звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков, которые искажаются, заменяются, смешиваются ребенком (гласные звуки, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные). Ребенку предлагается произнести звук изолированно, в слогах, словах, предложениях.
При обследовании слоговой структуры слова ребенку предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние слов с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структуры.
|