Мониторинг речевого
развития
Комплексное
обследование позволяет получить целостную картину речевого развития ребенка в
результате проведения коррекционного обучения. При анализе учитываются
характерные особенности и недостатки речи детей с общим недоразвитием речи.
Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности выполнения заданий;
полнота и обобщенность ответов;
степень соответствия детской речи условному
эталону нормы
При проведении
исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены
в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи.
Обследование
компонентов языковой системы
Для выявления
динамики речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи исследованию подлежит:
-звукопроизношение;
-пассивный и
активный словарный запас;
- понимание
изменения значений, вносимых отдельными значимыми частями слов (морфемами): суффиксами, префиксами, флексиями;
-
словоизменение и использование предлогов;
-
словообразование и подбор слов с противоположным значением;
- слоговая
структура многосложных составных слов;
- объем и типы
предложений;
- понимание и
пересказ прочитанного текста;
- умение составить рассказ по серии картинок;
- уровень фонематического восприятия и
звукового анализа и синтеза. В процессе
работы используются различные методические приемы. Для выявления
уровня экспрессивной речи используются следующие приемы:
самостоятельное называние профессий и времен
года: логопед предлагает рассмотреть картинки с изображением профессий и времен
года, а затем назвать их («Назови профессию», «Назови время года»);
подбор предметов к заданному слову:»Овощи- это…»
и т. д.;
самостоятельное называние детьми, с
использованием соответствующего картинного материала: детенышей животных,
частей тела человека и предметов, малознакомых предметов;
самостоятельное называние детьми, с
использованием соответствующего картинного материала: прилагательных по цвету,
форме («Огурец овальный, зеленый, а помидор, солнце какие?») и т.д.);
подбор прилагательных к существительным
(«Рубашка какая?»…);
подбор относительных прилагательных (ребенок
должен как можно больше назвать слов, которые отвечают на вопрос, н- р: какая);
подбор притяжательных прилагательных («Это чей
хвост?» и т. д);
подбор синонимов (Мальчик грустный, а по-другому
как сказать? невеселый, печальный);
подбор глаголов к существительным с
использованием соответствующего картинного материала («Лошадь что делает?»);
называние глаголов прошедшего времени ( «Сегодня
Оля кушает, а вчера…?» и т. д.);
называние глаголов совершенного вида с
использованием соответствующего картинного материала («моет- вымыла»…);
подбор слов противоположных по смыслу
(антонимов) с использованием картинного материала («Толстый, а наоборот
тонкий»)
Для выявления
уровня импрессивной речи используется картинный материал, дидактический
материал и методические приемы:
показ ребенком предметов, названных логопедом
(«Покажи где мяч, а где мячик?»);
показ ребенком действий, названных логопедом
(«Покажи, где мальчик заходит, выходит?»);
показ соответствующей картинки ребенком
(«Покажи, где мальчик дарит цветы девочке, а где девочка дарит мальчику?»)
При изучении
сформированности грамматического строя речи используются следующие упражнения и
соответствующий дидактический и картинный материал:
образование множественного числа имен
существительных (Игра «Один-много»);
образование уменьшительно-ласкательных форм имен
существительных
( Игра «Назови ласково»);
согласование прилагательных с имена
существительными в роде и числе ;
согласование имен существительных с
числительными в роде, числе (Игра «Сосчитай»);
образование глаголов множественного числа
(«Девочка идет, а девочки…?»);
употребление предлогов ( «Скажи, где сидит
птица?»…);
употребление имен существительных в косвенных
падежах (Игра «Кому что дадим?», «Кто чем работает?», «О ком рассказывает …?»);
образование приставочных глаголов («Скажи, что
делает машина?»).
При
исследовании состояния фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
используются следующие приемы:
повтор вслед за логопедом сочетаний из 3-4
слогов в определенной последовательности (да-та-да, та-да-та…);
Дифференциация оппозиционных звуков, не
смешиваемых в произношении (показать по картинкам: корка-горка..);
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых
в произношении (показать по картинкам: речка-редька, рейка-лейка…);
определение наличия заданного звука в словах
(заданный звук должен находиться в словах в разных позициях, при произнесении
выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
выделение ударного гласного звука в начале слова
(при произнесении выделяемый звук логопедом произносится утрированно);
выделение согласного звука в конце слова ( перед
ребенком лежат картинки, логопед называет картинки, выделяя голосом конечный
гласный звук- ребенок должен назвать конечный звук);
звуковой анализ слов (Перед ребенком лежит
картинка, логопед произносит утрировано слово, а ребенок называет звуки и
выкладывает схему слова, н – р: кот);
определение места заданного звука (начало,
середина, конец слова) (Перед ребенком лежит картинка, логопед просит назвать
слово и определить место звука);
определение ударного слога (логопед вместе с
ребенком произносит слово, выделяя голосом ударный слог, а затем просит ребенка
повторить слог, который больше выделялся при произнесении);
деление слов на слоги (логопед просит ребенка
прохлопать заданные слова и определить, сколько в слове слогов. При
затруднениях логопед прохлопывает слово вместе с ребенком)
Для выявления
уровня развития связной речи
используются следующие приемы:
составление предложение по сюжетной картинке
(ребенок рассказывает о том, что нарисовано на картинке);
пересказ рассказа (Логопед читает ребенку
рассказ, задает вопросы по его содержанию. После повторного чтения, с
установкой на пересказ, ребенок должен
рассказ пересказать);
составление описательного рассказа (Для рассказа
– описания игрушки логопед демонстрирует игрушку ребенку и дает инструкцию:
«Рассмотри внимательно игрушку и расскажи о ней: что это, какая она, что у нее
есть, во что одета, как с ней можно играть?»);
Для
обследования состояния звукопроизношения
подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков, которые
искажаются, заменяются, смешиваются
ребенком (гласные звуки, свистящие, шипящие, аффрикаты, соноры, звонкие
и глухие, твердые и мягкие согласные). Ребенку предлагается произнести звук
изолированно, в слогах, словах, предложениях.
При
обследовании слоговой структуры
слова ребенку предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние слов
с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой
структуры.
|