"Малыши и математика" А.К. Звонкина – удивительная книга! Автор (профессиональный математик) рассказывает, как он организовал математический кружок для своих детей и их друзей. Заниматься он стал с детьми, когда его сыну исполнилось 3г. 10 месяцев, а старшему - 5 лет. Кружок этот продолжался 4 года, а потом он стал заниматься со своей дочкой и ее подружками и этот кружок длился два года. И многие задания рассчитаны с этого возраста и старше, но можно уже сейчас предлагать малышу задания и ставить перед ним математические задачи.
А.К. Звонкин знакомит малышей с признаками понятий, дает задания на объединение предметов в группы, сравнение количеств. «В классе есть мальчики и девочки, и те и другие с темными и светлыми волосами; в какие группы их можно объединять?». «Кого больше на свете: дедушек, сыновей или пап?». А.К. Звонкин не дает готовых ответов, он предлагает малышу подумать. Его собственному сыну понадобилось два года, чтобы решить одну задачку, заданную на домашнем кружке: «Есть четырехугольники, квадраты и прямоугольники; чего больше: квадратов, прямоугольников или четырехугольников?» Важно, чтобы ребенок сам прошел путь познания. Эта книга может увлечь всю семью.
Ценны не только сами занятия, но и мысли, которые высказывает автор.
Несколько цитат хорошо иллюстрируют педагогические взгляды А.К.Звонкина:
- "Я открыл для себя новый мир, я стал богаче и надеюсь, что умнее, и все это благодаря моим детям".
- "давайте встанем на место ребенка и попробуем сами научиться арифметике, но только по-японски! ...ити, ни, сан, си, го, року, сити, хати, ку, дзю. Первое задание - выучить эту последовательность наизусть.. . Когда это наконец удастся, можете приступить ко второму заданию: попробуйте научиться считать от дзю до ити. Если и это уже удается, давайте начнем вычислять. Сколько будет к року прибавить сан? а от сити отнять го? А теперь давайте решим задачу. Мама купила на базаре ку яблок и дала по ни яблок каждому из си детей, сколько яблок у нее осталось? Очень трудное, но обязательное условие - не переводить на русский даже в уме."
- "считается, что детям нужно сообщить давольно скромный набор сведений, касающихся геометрических фигур...Но давайте вдумаемся: если ребенок легко отличает вилку от ложки, почему же ему трудно отличить квадрат от треугольника? Да ему и не труднововсе!"
- "если я чему-то и учил детей, так это тому, чтобы воспринимать окружающий мир с интересом"
- "ты их учишь не математике, а образу жизни"
- "моя педагогическая задача состоит не в том, чтобы сообщать детям окончательно установленные истины, а в том, чтобы разбудить их любознательность"
- "Я исповедую принцип: вопросы важнее ответов"
- "а мозаика вскоре стала моим любимейшим инструментом. Это не игра, а настоящий клад всевозможных задач по геометрии, комбинаторике, логике, угадыванию закономерностей."
- «Детям нужно полноценное интеллектуально-эстетическое удовольствие. Если одна из половин отсутствует, полноценность теряется, а с ней и ощущение праздника. Новогодняя елка без игрушек имеет в глазах детей так же мало притягательности, как игрушки без елки. Только когда они соединяются вместе, наступает праздник. Я надеюсь, что в будущем, через годы, когда мои ребята будут заниматься более абстрактной, «умственной» математикой, они будут получать от этого больше удовольствия, чем их сверстники. Ведь вознкающие у них в уме абстрактные образы и понятия будут где-то на дне сознания эмоционально сливаться с «елкой», окрашиваться воспоминаниями о разноцветных задачах их детства.»
Все ребята с которыми занимался А.К. Звонкин получили отличное образование, выросли творческими людьми, хотя и не все стали математиками
"Так я пытался внушить им эту важную для математики идею, что нужны не только и даже не столько правильные ответы, сколько правильные объяснения".
Это идеальное пособие для домашних занятий. В книге даны четкие описания, какой подручный материал взять, как проводить занятия. Так что книжка очень и очень полезная. |