«ЧТО ТАКОЕ АНТИТГРУШКА» Статья Барабановой Е.В.
1. Что такое «антиигрушка»?
Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить, как воздействует игрушка, и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка может быть антиигрушкой.
Русский живописец Фальк Роберт Рафаилович (1886 – 1958), в свое время посетивший богатые магазины игрушек в Германии, противопоставил умирающую европейскую игрушку и все виденное им игрушечное изобилие неказистым, на первый взгляд, но обладающим характером, кустарным изделиям Сергиево-Посадского района. Он писал: «…общество пользуется игрушкой, чтобы обуздать фантазию, непосредственность ребенка, еще непорабощенного машинами, для того чтобы привить ему те вкусы и наклонности, которые сделают его в будущем послушным орудием его целей и его законов». Именно в этом назначение и особенность «самых лучших и дорогих» антиигрушек сегодня. Подлинная игрушка – произведение искусства, она – штучный товар, а не вещь, которой дети пользуются, чтобы «играть во взрослых». Духовно-нравственный смысл игрушки представляет собой важнейшую ее характеристику.
У современных игрушек зачастую нет соотнесения с реальными жизненными образами, ситуациями, персонажами. Искажаются пропорции лица, частей тела, используются неестественные цвета и формы. Куклы с несоразмерно большими головами, глазами на пол-лица, розовые зайчики, ядовито-зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной картине мира. Игрушка, не имеющая аналогов в реальном мире, порождает страхи у ребенка.
Не только не реалистичность игрушечных персонажей провоцирует тревожность у малышей. Вредит психике ребенка также перегруженность яркими красками, образами, звуками. Ребенок ощущает, что все вокруг очень изменчиво, а значит, непрочно и нестабильно.
Во внешнем лоске и многообразии кукол, конструкторов и машинок таиться еще одна опасность: ориентация детей не на радостное познание мира с помощью игры, а на обладание, получение, обогащение. Совместные игры с компоновкой сюжета из имеющихся у малышей игрушек заменяются соревнованием: у кого кукла красивее или робот «круче».
2. Символическая функция «антиигрушки»
Игрушка для ребенка – прежде всего, радость, а потом уже опредмеченный мотив игр, источник развития. Она должна составлять
возможность для самостоятельного творчества ребенка. Однако, в противоположность этому, современные игрушки, чаще всего изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, Бэтманами, Человеками-пауками, киборгами и трансформерами, представляет собой человека заряженного энергиями инокультурного мира. Если же ребенок с детства окружен и подавлен представителями кукольной «нечистой силы», то способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию будет в нем атрофирована и, может быть, навсегда.
Что же опасного может быть в игрушке? Любое проигранное ребенком действие способно воспроизвести самое себя в реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет самое себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Во многих нынешних игрушках детское – только то, что они маленькие.
3. Виды игрушек и их воздействие на ребенка
3.1. Страшные игрушки
Многие современные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов. Еще одна проблема современных игрушек и популярных героев – в том, что их внешнее и внутреннее содержание не имеет ярко выраженной связи. Например, когда «супергерой» борется с «супер злодеем», они могут отличаться только цветом одежды и нагрудного значка. Или отвратительный монстр оказывается добрым и милым существом. Такое несоответствие вызывает у маленьких диссонанс, стирается грань между хорошим и плохим, между добром и злом. Вред от страшных игрушек особенно велик, если ребенок начинает играть «на их стороне», позволяет им в играх творить зло безнаказанно.
3.2. Чрезмерно детализированные игрушки
Детализация - это проблема не только монстров, но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол из кусочков тканей, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми – малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер куклы и ее историю.
Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой популярного мультфильма или книги, то и историю придумывать не получается. Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие творческих способностей: фантазии и воображения малыша.
3.3 Иностранные игрушки
Наши дети почти не играют в игрушки отечественного производства. Психологи твердят, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с российской действительностью, нашей культурой (телепузики, трансформеры, покемоны, человек-паук, железный человек, Барби, Синди, и пр.). Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру других народов или оказываются вовсе «обескультуренными» и никак не способствуют гармоничному развитию и нравственно-духовному здоровью ребенка.
В начале XX века, да и в доперестроечном СССР, популярным сюжетом игрушки был образ русского воина – победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие военно-патриотического сознания.
Надо помнить, что иностранные игрушки способствуют разрушению связи между поколениями, еще в младенчестве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».
Культурная интервенция – это переписывание содержания сознания наших детей и молодежи (менталитета юных россиян), поскольку известно: чтобы уничтожить народ – нужно уничтожить его культуру – память о его корнях.
4. Отдельно о Барби.
Кукла – это чувственно переживаемый девочкой символ ее будущего ребенка. Постоянное общение с куклой, ее пеленание, одевание и раздевание, укладывание спать, укачивание и пение ей колыбельных песен – это раннее глубинное чувственное запечатление нежности и любви к ребенку, а также активное вхождение девочки в образ любящей матери, в образ будущего материнства. Материнство у девочек воспитывает мягкая рукотворная кукла.
Эта игрушка, начисто лишенная индивидуальности, при том, что обладает именем. Даже куклы, названные другими именами (Синди, Мэри и др.) для девочки все равно Барби, только писать это имя нужно уже не с заглавной, а с прописной буквы, как обозначение предмета – барби.
Взаимодействуя с этим предметом, ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения.
Мастера-игрушечники противопоставляют Барби народную куклу. «Нет искусства, если нет преображения», - писал французский живописец, скульптор-керамист и график Поль Гоген. Преображение – вот что отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична, и эта натуралистичность воспитывает ребенка для общества потребления. Кукла воспитывает женщину, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей, а быстро надоевшие отправлять на свалку. Нынешняя империя «Барби» становится передовым отрядом Запада, пропагандирующим современные ценности общества потребления, искажающим, уничтожающим у русских детей унаследованные от предков архетипические модели восприятия реальности. Занимаясь с игрушками иностранного происхождения, малыш получает первый опыт культурной колонизации, постепенно подчиняясь при этом вначале чужеземному «игрушечному пантеону», а затем чужеземной модели существования.
Через Барби транслируется определенный образ жизни: бесконечные наряды, развлечения. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя, скорее, горничной, прислугой, в лучшем случае – подружкой, но никак не мамой или няней. Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать , лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослей. Кукла должна акцентировать внимание ребенка не только на «красоте», но и на чувствах заботы, любви. Почему исчезли из продажи куклы-голыши, которым надо шить одежду, которых надо лечить, которым надо шить одежду, которых надо лечить, кормить и нянчить? Вместо них в магазинах – реальные до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные – как пособие для обучения акушерок.
5. Подведем итоги
К сожалению, современные игрушки в своем подавляющем большинстве есть антиигрушки: они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к насилию, ненависти, распущенности, стяжательству. Эти игрушки могут причинить вред нормальному, физическому психическому и духовно-нравственному развитию детей.
Каковы признаки антиигрушки?
Во-первых, антиигрушка – это точное повторение предмета, как правило, копия или уменьшенная модель – машины, дома, животного человека и т.д. В следствии этого – она не несет в себе творческого начала:
не оставляет возможности для домысливания, для развития фантазии ребенка. Возможен и другой вариант – исключительная абстрактность формы, немыслимые, не встречающиеся в природе цвета. Следствие – утрата ребенком чувства реальности. Антиигрушка механизирована, максимально технократична (невозможные электронные модели), иногда она сама управляет действиями ребенка (например, тамогочи). И в том, и в другом случае она тормозит активность ребенка, программирует его действия.
Во-вторых, антиигрушка часто бывает монстроподобна. Представляя собой образ «нечистой силы», она демонизирует сознание ребенка. Также в антиигрушке содержится идея обладания, а не радостного постижения мира через игрушку; у ребенка она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества.
В-третьих, антиигрушке свойственно транслирование негативного психоэмоционального и духовно-нравственного содержания. |