|
Главная » 2011 » Ноябрь » 11 » ЭТАПЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ (Автор Егорова В.Г.)
ЭТАПЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ (Автор Егорова В.Г.) | 22:03 |
Консультация логопеда Егоровой В.Г.
Ваш ребенок поступил в речевой детский сад. Многие родители вздохнут с
облегчением, ведь теперь специалисты позаботятся о его речи и можно не
беспокоиться по этому поводу. Однако, родители думающие так, заблуждаются. Да,
логопед поставит (исправит) нарушенные звуки, но до того, как ребенок
сможет пользоваться поставленным звуком в речи, пройдет достаточно
времени. Вот в этот период времени и понадобиться помощь родителей. ЭТАПЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ
Рассмотрим этапы автоматизации на примере звука [c] в твердой позиции.
1 этап Ребенок у же произносит поставленный звук изолированно. Поэтому мы приступаем к закреплению звука в слогах. На этом этапе поставленный звук нужно произносить утрированно, контролируя артикуляцию ребенка. Приступаем к отраженной речи - взрослый произносит прямой слог, а ребенок повторяет. Упражнение выполняется перед зеркалом, так как положение губ, зубов и языка очень важно. Лучше всего взять большое зеркало, чтобы взрослый видел ребенка, а ребенок - взрослого. Произносим звук [c], слегка протягивая звук, четко показывая ребенку правильную артикуляцию: сссссс....а,сссссс....о, сссссс....у, ccccc....ы, cccсс....э. Слоги произносим плавно, сохраняя так же правильную артикуляцию гласных звуков. Дыхание у ребенка должно быть спокойное.
2 этап Ребенок научился правильно произносить поставленный звук в слогах, и мы приступает к этапу, когда поставленный звук вводится в слова. На этом этапе мы закрепляем поставленный звук также в отраженной речи и вводим звук в слова: сначала в прямых слогах, типа "сад, санки, сабля, усы" и т.д., затем в обратных слогах, типа "нос, укус, бас" и т.д. Далее переходим к словам, когда нужный нам звук находится в стечении с другим согласным звуком типа "стул, скала, снова, слава" и т. д.. Продолжаем выполнять упражнения перед зеркалом, четко показывая ребенку правильную артикуляцию нужного нам звука. Так же целесообразно продолжать произносить звук утрированно, чтобы ребенок смог хорошо услышать нужный звук, а затем правильно его произнести. Обязательно нужно указывать на неправильно произнесенный звук и хвалить за правильно выполненное упражнение.
3 этап На этом этапе звук закрепляется в предложении. Мы продолжаем упражнять ребенка в произнесении поставленного звука и контролировать его в словах, которые введены в предложения. Закрепление произношения происходит так же в отраженной речи. Проговариваем предложения четко и в спокойном темпе. Материал состоит из слов, которые ребенок ранее повторял за взрослым, но задание более сложное, поскольку ребенку предлагается запомнить несколько слов, произнести их и при этом проконтролировать свое произношение. С первого раза не всегда получается, поэтому предложения можно делить на части. Например, "Саня сам надевает сапоги": Саня сам.... надевает сапоги. Очень важно, чтобы каждое слово в предложение было произнесено ребенком правильно. Затем пробуем с произнести предложение полностью. Если ребенок произносит закрепляемый звук неправильно, нужно повторить предложение несколько раз. Бывает, что не все предложения могут быть произнесены ребенком правильно, тогда эти предложения можно исключить, и выбрать более легкие. Теперь нужно контролировать речь ребенка и в свободной речи. Если в группе это делают логопед и воспитатель, то дома к этому подключаются родители. Общаясь с ребенком, вы слышите неправильно произнесенный звук, нужно обратить внимание ребенка на это, и предложить сказать слово правильно.
4 этап Собственно с этого момента у ребенка и начинается самоконтроль за поставленным звуком. С ребенком разучиваются стихотворения, в которых много слов с поставленным звуком и которые затем рассказываются ребенком логопеду и родителям, и это есть уже самостоятельная речь. Затем переходим к прозе: самостоятельное составление предложений со словами, в которых есть нужный нам звук, составление рассказов по картинкам, подобранных так, чтобы в них присутствовало как можно больше слов с закрепляемым звуком. Общаясь с ребенком, взрослые уже активно следят за речью, и обязательно просят исправить свои ошибки:"Скажи правильно, вспомни, как надо говорить правильно и т.д."
Как видите, закрепление звука достаточно растянуто во времени. Кроме того, некоторые дети очень трудно вводят поставленные звуки в речь, и им на всем этапе обучения в речевом детском саду нужна помощь не только специалистов детского сада, но и родителей.
Автор: Егорова В.Г.
|
Категория: Страница логопеда Егоровой В.Г. |
Просмотров: 2299 |
Добавил: skalbi
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|