Этапы
развития детской речи
Ребенок с первых дней жизни пытается общаться с вами. Первоначально это
только язык жестов, тела, плач. Примерно к шести месяцам малыш начинает
лепетать. К своему первому Дню рождения он произносит простые слова, а уже
через год использует в речи около 200 слов и форм простого предложения. Это
наиболее распространенный вариант. Однако не у всех детей речь развивается так
гладко. О том, каковы этапы развития детской речи и с какими проблемами могут
столкнуться родители, и пойдет речь ниже.
Проверка слуха ребенка
Это то, что необходимо сделать в самом
начале жизни ребенка. Если есть какие-либо проблемы со слухом, речь ребенка
может развиваться неправильно или не развиться вообще. Ребенок, который не
слышит, не может нормально общаться. Поэтому, если ваш малыш к 10 месяцам не может
даже произносить слоги - покажите
ребенка ЛОР врачу. Конечно, у ребенка проверяют слух при рождении, но это
невозможно сделать полноценно в этом возрасте. Так что, даже если вам сказали,
что при рождении у ребенка все в порядке, то это не окончательная гарантия
того, что проблемы со слухом не будут возникать в будущем. Иногда, например,
слух может ухудшиться или вообще пропасть вследствие болезни (чаще это
последствия менингита). Так что поверяйте слух своего ребенка периодически,
чтобы быть уверенным, что это не станет причиной проблем с развитием речи.
Трудные периоды
Есть периоды в жизни маленького человечка, когда развитие речи может быть
затруднено. Это происходит в начале второго года - ребенок
увлечен ходьбой и просто «забывает» о разговоре. Быстро растущие физически дети
также пренебрегают другими навыками, вроде речи. Этот период нужно просто
переждать. После нескольких недель все возвращается к нормальной жизни. Главное
все это время побуждайте ребенка к
разговору, чтобы он не отвык общаться.
Если ребенок упорно молчит
Некоторые дети на втором или даже третьем году жизни
по-прежнему используют лишь несколько звуков и общаются в основном жестами и
мимикой. Как ни пытаются родители побуждать его к разговору - ничего не выходит. Причины этого явления могут
быть различны. Например:
- Если потребности ребенка удовлетворены, прежде чем они будут выражены в
словах, ему просто нет необходимости говорить. Часто родители совершают ошибку,
выполняя требования ребенка по первому его жесту. Вы должны дать ему понять,
что он должен словами объяснить, что ему нужно. Дайте ребенку стимул для
развития речи.
- Рядом с ребенком нет человека, с которым он хотел бы говорить. Например, вы
на работе, а малыш оставлен на попечение бабушки, которая весь день читает или
вяжет и совсем никак не общается с ребенком.
- Если родители слишком строги с ребенком и многое запрещают ему, малыш может
хранить молчание, чтобы подчеркнуть свое собственное мнение. Это особенно часто
касается мальчиков. Приглядитесь к своему ребенку и оцените свое обращение с
ним.
- Если вы «загружаете» ребенка все новыми и новыми занятиями, то он устает и
замыкается в себе. Малыш должен иметь время для отдыха, игр и сна, для опыта,
для свободного общения с кем ему хочется. Если стимулов к разговору слишком
много - ребенок теряется, ему трудно
воспринимать окружающий мир.
- Молчание может быть также реакцией на ссоры родителей, на перевод его в ясли,
детский сад, на переезд, на длительное пребывание в больнице.
Закономерные этапы развития детской
речи
2-3 месяца
Ребенок начинает гулить. У
него появляются первые звуки, пока только гласные (ааа, эээ, ууу). Он
воспринимает окружающее более осознанно, пытается выражать эмоции. Например, он
может улыбаться и при этом тянуть какой-нибудь звук. Это и есть зачатки будущей
речи.
Что вы можете сделать: Как можно больше говорите с вашим
ребенком, общайтесь с ним, создавая диалог из жестов и мимики. Повторяйте
звуки, издаваемые маленьким ребенком, чтобы поощрять его «общение» с вами.
Что вызывает опасения: Ребенок не издает вообще никаких звуков и не обращает
внимания на людей, которые говорят с ним. Он не реагирует на звуки, даже самые
громкие и резкие.
8-11 месяцев
Ребенок начинает
произносить слоги вЂ" сначала индивидуально, а затем в строках, например,
ра-ра, ма-ма. Первые слова создаются, как правило, случайно. Малыш еще не
соотносит их с предметами, которые они означают.
Что вы можете сделать: Подчеркивайте важность разговора для
ребенка. Стимулируйте его на разговор, хвалите его, общайтесь с ним,
выговаривая четко каждое слово. Не сюсюкайте с ребенком! Он уже может
соотносить слова по смыслу и он будет копировать вашу манеру разговора. Именно
в этом возрасте закладываются основы будущей речи ребенка. Говорите с ним,
читайте ему простые стихи, пойте детские песенки.
Что вызывает опасения: Ребенок продолжает гулить. Он даже не
начал лепетать, выговаривая слоги.
1 год жизни
Ребенок говорит простыми
словами, выражает свои потребности и мысли. Соотносит слова с понятиями,
которые они означают. Быстро учится, осваивает новые слова и использует их в
речи. К концу первого года ребенок уже в состоянии произносить простые
предложения, связывать их в речи. Тем не менее, малыш еще очень рад поговорить
жестами, пытаясь получить что-то в качестве поощрения.
Что вы можете сделать: Читайте книги, показывайте ребенку
картинки, фотографии и побуждайте его рассказать, что он видит. Пойте песни
вместе - дети очень охотно учатся таким образом. Именно в песнях развивается их
речевой аппарат, прививаются навыки произнесения звуков.
Что вызывает опасения: Ребенок не только не произносит
никаких фраз, но даже отдельных слов. Он не выполняет простые просьбы, не
понимает их смысла. Он не связывает звуки, его речь вЂ" несвязное гуление и
лепет.
2-3 года
Ребенок в состоянии общаться более-менее полноценно. Он
все понимает, соотносит слова с предметами, составляет фразы и предложения. Его
словарный запас обогащается стремительно, он стремиться говорить как можно
больше.
Очень важно в это время
следить, чтобы все звуки произносились правильно. Конечно, звук «р» дается с
трудом и обычно дети начинают выговаривать его чуть позже.
Что вы можете сделать: Продолжайте общаться с ребенком на
равных - он оценит это. Попросите его выполнять более сложные задачи, такие
как, например, «принести книгу, которая лежит на столе». Можно усложнить
задачу, спросив: «А где наша любимая книга?» Пусть ребенок найдет ее сам.
Что вызывает опасения: Малыш не пытается объединять слова в
предложения. Продолжает использовать только простые звуки, не обогащает
словарный запас.
Если вы уверены, что ребенок слышит и понимает вас, и
логопед подтверждает, что нет никаких врожденных дефектов - дайте ребенку время. Пройдите спокойно все
этапы развития - детская речь иногда
бывает непредсказуема. Ребенок может молчать до трех лет, а потом вдруг начать
говорить сразу сложными фразами и предложениями. Главное - не переживайте раньше времени и всегда хвалите
ребенка за то, что он делает хорошо. Пусть он чувствует себя важным и любимым.
|