Автор Мостовщикова Л.Е.
Мастер-класс для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении.
Тема: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Итак, тема нашего мастер-класса: «Детское экспериментирование».
В чем актуальность этой темы?
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть к познанию мира?
- Как способствовать развитию творческого потенциала, инициативности, уверенности в своих силах?
На эти вопросы можно найти ответ, изучая наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
И логично прийти к выводу, что вторым по значимости ведущим видом деятельности (какой первый? - игра) является детское экспериментирование.
Цель организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Организация экспериментирования с воспитанниками средней группы способствует решению комплекса педагогических задач:
формирование у детей представлений о свойствах воды;
уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды и ее значении.
- Коррекционно-развивающие:
развитие диалогической речи у детей; развитие общей и мелкой моторики.
формирование познавательного интереса, активности, любознательности;
доброжелательного отношения к окружающей среде, друг к другу.
Детское экспериментирование включает в себя три последовательных этапа.
- Подготовительный этап (планирование деятельности, создание условий, мотивация)
- Практический этап (исследовательская деятельность)
- Заключительный (результативный) этап
- Подготовительный этап (теоретическая часть).
- Планирование деятельности.
Ознакомление с объектами неживой природы (песок, воздух и мы останавливаемся на ВОДЕ) должно базироваться на живом интересе и только в игровой форме.
В ДС не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской деятельностью. Потому что Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных о воде как источнике жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы).
Воспитательный компонент в экспериментальной деятельности необходимо строить таким образом, чтобы формировать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать мысль о том, что они наполняют нас силой и энергией (на примере воды - при умывании не лить воду зря, важности проветривания - свежего воздуха)
-
- Создание условий, т.е. предметно-развивающая среда и ее наполняемость.
Предлагаю вам ознакомиться с Приборами и предметами для постановки опытов:
- фартуки с нарукавниками на каждого ребенка
- салфетки
- разная тара для опытов (не стеклянная) – это тарелки, стаканы, ложки
- бутылочки с водой - 3 шт.
- ракушки (камушки морские)
- гуашь, кисти
- соль
- апельсин
- карточки с изображением частей тела
- карточки со смайликами
- Создание мотивации
Вызвать непосредственный интерес у детей можно при помощи:
- появления сказочного героя, например: «Сегодня к нам пришла мульт персонаж Маша и принесла цветок. С ее цветком что-то случилось, он опустил листья. Маша просит о помощи. Как вы думаете, что случилось с цветком?»
Как мы можем помочь? – подводим к тому, что цветок нужно хочет пить и поливаем его.
- загадочность в интонации голоса педагога усиливает интерес детей и стимулирует к поиску решений.
- включение разнообразных сюрпризных моментов, например, «Ребята, нам Маша принесла необычные и очень холодные кубики с сюрпризом! Что это? (Лёд)
А сюрпризы превратятся для нас в подарки, когда наш цветок оживет и поднимет
листики».
- Этап – практический. Исследовательская деятельность
Детям необходимо разделиться на 3 группы, используя игровую форму:
вытянуть жетон и занять столик с обозначением цвета жетона. На столе приготовлены карточки - подсказки с изображением частей тела, с помощью которых нужно провести исследование воды.
Повторяем Правила безопасности – это условие любого эксперимента:
- Надеть фартуки и нарукавники.
- Внимательно слушать взрослого.
Последовательность исследовательских действий для каждого стола:
Каждый стол исследует: «Имеет ли вода цвет?» «Имеет ли вода запах?» «Имеет ли вода вкус?»
Налить из бутылочки воду в приготовленные емкости. Проводим исследование частями тела, изображенными на карточке: Глазами, смотрим! Носом нюхаем! Языком пробуем!
Делаем Вывод: вода не имеет цвета (она прозрачная), вода не запаха, вода не имеет вкуса.
Изменяем воду в отмеченных ёмкостях (№2): гуашью, апельсином, солью. Сравниваем воду измененную и первоначальную. Подтверждаем свойство воды выбором правильной карточки.
Примеры на слайдах: последовательность действий в картинках на 1 столе, на 2 и на 3
Исследуем воду, потом ее изменяем, снова исследуем и выбираем правильную карточку.
- Этап заключительный (результативный) включает:
- Итоговый вывод.
- Создание мотивации на дальнейшее познание
Закрепляем: Зачем нам нужна вода? (пить, поливать растения, умываться и т. д.)
Кому нужна вода? (растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям).
Вы сейчас проводили опыты. С чем были опыты? Опыты с водой.
Что вы узнали из опытов? Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха.
Расскажите об этом не только мне, но и Маше, а что бы она запомнила, будем использовать карточки.
Цветок Маши ожил, поднял листья. Для эксперимента взят цветок спатифиллюм, который за 2-3 дня (выходные) может от недостатка влаги опустить листья, и после полива через 15-20 минут их поднять.
За время проведения нашего эксперимента лёд растаял и всех участников исследования воды ждут подарки – морской летний привет – ракушки.
Завершение каждой «встречи», является началом новой, то есть предполагает открытый конец.
В рамках открытого конца возможно продолжение деятельности по решению следующей задачи:
«Почему привет от теплого летнего моря встретился с зимним холодным льдом? Почему именно ракушки оказались в кубиках льда?
Это нам предстоит узнать в нашем следующем эксперименте.
Готовы к исследованию?
Надеюсь, наша сегодняшняя встреча помогла вам оценить все плюсы детского экспериментирования.
Мы вспомнили с вами о роли детского экспериментирования, уточнили последовательность проведения, но при всём этом важно всегда помнить-
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то,
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
|