Что должен
знать и уметь ребенок в 5 лет. Развитие ребенка 5 лет
Рассмотрим
и дадим оценку физического и психического развития ребенка в возрасте пяти лет.
Ребенок,
которому исполняется пять лет, должен демонстрировать следующие
свидетельствующие о нормальном физическом и психическом развитии навыки.
Что
должен уметь ребенок в 5 лет
♦ уметь
пробежать без остановки, причем довольно быстро, от 200 до 300 метров;
нормально развивающийся ребенок этого возраста может бегать не только по ровной
площадке, но также и по пересеченной местности, довольно ловко обегая бугры и
кочки, уверенно перепрыгивая через ямки и канавки; маме бывает нелегко поймать
разбегавшегося, расшалившегося ребенка;
♦ уметь
продемонстрировать весьма хорошую скоординированность движений; это говорит о
хорошем развитии не только крупных мышц, но и о развитии мышц мелких; если
попросить ребенка закрыть глаза и дотронуться пальцем до макушки, до кончика
носа, до уха, до плеча, до колена, он с легкостью и безошибочностью сделает
это;
♦ хорошо
играть с мячом; дети этого возраста в большинстве своем очень любят играть в
мяч; они достаточно ловко ловят мяч, весьма точно его бросают; если нужно пнуть
мяч, ребенок делает это уверенно, промахивается редко;
♦
демонстрировать хорошо развитое чувство равновесия; если попросить ребенка
пройти по узкой доске, по бревнышку, то он пройдет практически так же ловко,
как прошел бы взрослый человек; тренировке вестибулярного аппарата очень
способствует подвижный образ жизни малыша - кувыркания, раскачивания на
качелях, бег, прыжки и пр.;
♦ прыгать
намного увереннее, чем прежде; ребенок этого возраста одинаково легко прыгает
как вперед, так и назад, и в одну и в другую стороны; ребенок может
перепрыгивать через один или несколько невысоких предметов, может также
перепрыгивать через яму или канаву; в пятилетнем возрасте ребенок способен
перепрыгивать через ступеньку; умеет прыгать на одной ноге; девочки этого
возраста уже много времени проводят за игрой в «классики»; многие пятилетние
дети уже осваивают скакалку;
♦ не
только ходить по лестнице, но и бегать по ней - вверх или вниз, - не держась за
перила;
♦
уверенно чувствовать себя на «шведской» стенке; дети этого возраста проводят на
«шведской» стенке много времени - они целыми компаниями сидят на ней часами,
разговаривая о том, о сем; и притом не устают;
♦ подолгу
сидеть на узле каната, раскачиваться и крутиться, сидя на узле каната;
пятилетний ребенок даже может немного подняться по канату с помощью рук и ног;
и руки, и ноги у него для этого уже достаточно сильны; кроме того, сказывается
возросшее умение владеть своим телом;
♦ хорошо
контактировать не только с детьми, но и со взрослыми людьми - с друзьями
родителей, с соседями и пр.; доминирующее настроение ребенка этого возраста -
бодрое, веселое; если ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он
демонстрирует оптимизм, радуется жизни; постоянно обнаруживает стремление
помочь маме или папе, бабушке или дедушке; если между ребенком и кем-нибудь из
взрослых возникает конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев
проявляет готовность уступить, быстро соглашается на компромисс, не упрям;
♦
запоминать все новые слова, выспрашивать взрослых о значении новых слов; словарный
запас пятилетнего ребенка уже весьма внушительный; это помогает ребенку ясно
излагать свои мысли, достаточно точно говорить о своих впечатлениях; такие
понятия, как «вчера» и «завтра», как «завтрак» и «ужин» ребенок уже не путает,
а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку; с удовольствием и
легкостью решает простенькие задачки на исключение из ряда предметов
постороннего предмета; например, ребенок быстро сообразит, что в ряду «стул,
шкаф, рубашка, стол, кровать» явно посторонним предметом является «рубашка» и
вычленит этот предмет;
♦
обладать хорошей памятью; он легко запоминает новые слова, быстро разучивает
стихотворения и песни; примечательно, что ребенок этого возраста может
запоминать даже стихи, содержания которых не понимает (поэтому его можно
назвать зубрилкой); с легкостью пятилетний ребенок запоминает слова из других
языков, поэтому он уже вполне может изучать иностранные языки; ему по силам
выучить стихотворение или песенку на другом языке;
♦ хорошо,
с интересом играть в одиночестве, но с наибольшим
интересом - играть в компании нескольких детей; особенно интересны ребенку
этого возраста ролевые игры (учитель и ученики, продавец и покупатели, командир
и солдаты и т.п.); в ролевые игры пятилетние дети готовы играть часами; дети
устанавливают довольно сложные правила игры и не нарушают их; большое
удовольствие принимает ребенок, участвуя в представлениях домашнего театра,
домашнего кукольного театра; ребенок легко принимает условности театра. Мама,
обратившая внимание на то, что физическое и психическое развитие ее пятилетнего
ребенка в чем-то не соответствует указанным нами нормам, должна обратиться за
помощью к участковому педиатру или к детскому психологу, психоневрологу.
|