Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки
благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык,
губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность
движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой
деятельности.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные
упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Работа по развитию основных движений
органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной
гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного произношения звуков.
Вашим детям артикуляционная
гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата
Проводить артикуляционную
гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки
закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по
3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для
артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти
от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в
игровой форме.
Из выполняемых двух-трех
упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения
и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно
хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый
материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку
выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не
напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок
должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок
и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться
перед настенным
зеркалом. Также ребенок может
воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый
должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
·
Взрослый
рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
·
Показывает
его выполнение.
·
Упражнение
делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий
артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком
движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход
от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого
органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой
стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей
цели.
Сначала при выполнении детьми
упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного
аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и
вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики
важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.
Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к
отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык
уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно
научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении
упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и
плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем
правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы
думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать
специалисту-логопеду.
Практически у всех
детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких
звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они
обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо
функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними
недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо
натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка
еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую
роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения
владеть ими.
Для
того, чтобы ваша гимнастика не была скучной, я предлагаю несколько сказок о
веселом язычке, на их основе можете придумать свои сказки, а также забавные,
веселые стихотворения.
Помните,
что ежедневными упражнениями вы помогаете ребенку достичь правильного
звукопроизношения.
Не
огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза.
Попробуйте повторять их вместе с ребенком.
Будьте терпеливы, ласковы и
спокойны, и у вас все получиться.
|