КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДА АШИНОЙ В.В.
Дыхательная гимнастика при коррекции заикания.
Заикание относится к числу тех
заболеваний, при которых прекрасно помогает дыхательная гимнастика.
Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов при
лечении заикания с помощью названной гимнастики не бывает. Кроме того, нужны
еще специальные
звуковые упражнения, с помощью которых голосовые связки будут
смыкаться и весь речевой аппарат будет приходить в нужное состояние.
Логопедическая
наука учит заикающихся говорить на выдохе, не волнуясь и не торопясь. Так ведь
когда ребенок не волнуется, он практически и не заикается. Заикается он именно
тогда, когда волнуется.
Итак,
что же является главным в лечении заикания? Прежде всего надо научить ребенка
правильно дышать. Если нет правильного дыхания, лечить заикание бессмысленно.
Все страдающие заиканием дети и подростки говорят на
ключичном, поверхностном дыхании. Прежде чем начать говорить, они делают вдох,
напрягают мышцы шеи и лица, поднимают кверху плечи и начинают говорить на
выдохе, короткими фразами, будучи не в состоянии преодолеть ларингоспазм. Затем
следует судорожный вдох и снова — очень короткая фраза, слово или даже слог.
При
таком ключичном дыхании диафрагма абсолютно пассивна, а воздух заполняет лишь
верхушки легких. Объем воздуха, поступающего в легкие, катастрофически мал, его
просто не хватает на длинную фразу. Когда логопед учит ребенка говорить на
выдохе, то он активно выдыхает то малое количество воздуха, которое поступило в
легкие. Струя воздуха, выходя через гортань, мешает голосовым связкам смыкаться
при образовании звука. А они и без того мало тренированы, так как заикающиеся
дети предпочитают говорить меньше и часто отмалчиваются. Голос у ребенка слабый, тембр звука
некрасивый. Ребенок все это прекрасно понимает, и от этого ему по-настоящему
плохо.
Первое
и самое главное, что необходимо сделать при лечении заикания, — это изменить
стереотип дыхания и речи, следующим образом:
-
научить ребенка дышать глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до нижних
оснований;
-
заставить диафрагму активно участвовать в образовании звуков;
-
тесно смыкать голосовые связки во время фонации (образования звука), сделать их
выносливыми и подвижными.
Дыхательная
гимнастика может в этом помочь.
Прежде всего нужно выполнять два упражнения: «Насос» и «Обними плечи». Эти упражнения
следует делать дважды в день: до еды или спустя 2 часа после приема пищи.
«Насос»: при
коротком шумном вдохе на легком наклоне воздух заполняет легкие сверху до низу
и, что важно, широкие нижние основания. Таким образом вырабатывается глубокое
дыхание, которое еще называется «дыхание в спину».
При
выполнении упражнения «Обними плечи» в
момент шумного вдоха носом производятся резкие движения согнутыми в локтях
руками, как будто вы хотите крепко обнять свои плечи. В это время верхушка
легких зажимается и воздух посылается в основания легких, заполняет те участки,
которые до этого не участвовали в процессе дыхания. Голосовые связки при этом
делают встречное движение в гортани. Обнимая себя за плечи, мы помогаем им
теснее сомкнуться.
После 2-3 месяцев тренировок ежедневно по 2
раза в день утром и вечером дыхание становится предельно глубоким.
Активизируются общие обменные процессы в организме, тренируется легочная ткань,
диафрагма, мышцы гортани и носоглотки. Струя воздуха проходит при пассивном
выдохе через гортань и колеблет голосовые связки, массируя их, заставляя
смыкаться при образовании звуков.
Помимо
описанных выше упражнений необходимо также выполнять и особые звуковые
упражнения (под руководством логопеда).
Дыхательные упражнения и игры на формирование
физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой
патологией
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- не заниматься в пыльном, непроветренном, или
сыром помещении;
- температура воздуха должна быть на уровне 18-20
С;
- одежда не должна стеснять движений;
- не заниматься сразу после приема пищи;
- не заниматься с ребенком, если у него
заболевание органов дыхания в острой стадии.
Упражнения могут выполняться в
исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.
Этапы работы по формированию
правильного физиологического и речевого дыхания у детей с речевой патологией
соответствуют решаемой задаче. Переход к следующему этапу регламентируется
только результатами работы.
I этап.
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания ребенка.
В процессе занятий дети получают знания о том, что:
- дышать надо носом;
- нельзя поднимать плечи при вдохе;
- в дыхании должен активно участвовать живот.
Дети приобретают навыки носового
дыхания, осваивают первичные приемы дыхательной гимнастики - происходит
подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания.
На этом этапе проводятся следующие
упражнения и игры: "Бегемотик", "Качели", "Ныряльщики
за жемчугом"), рассматривание картинок, где изображены клювы (носы) разных
животных и птиц.
Пример 1. Упражнение
"Бегемотик". Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на
область диафрагмы. Взрослый дает инструкцию: "Сядь, положи ладонь на живот
и почувствуй, как он поднимается, когда ты вдыхаешь, и опускается, когда ты
выдыхаешь" и сопровождает действия ребенка рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики,
То животик поднимается, то животик
опускается.
Пример 2. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть носы (клювы) у разных
животных и птиц на картинках. Дает инструкцию: "Вдыхай через нос и выдыхай
через нос" и сопровождает действия ребенка рифмовкой:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он и я, и ты.
Пример 3. Вовлечение в работу нижних конечностей, движений туловищем
(наклоны, сгибание и разгибание, вращение) способствует укреплению мышц
диафрагмы и вспомогательных мышц. Для того, чтобы детям было интересно
выполнять эти упражнения, предлагается вспомнить героев сказок: Буратино,
Чипполино, Мальвину и др. Показать рисунки, сказать, что сказочные герои решили
заниматься гимнастикой и предлагают ребятам поддержать их.
Упражнения этого этапа выполняются
столько, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания. Сформированность
грудобрюшного типа дыхания определяется визуально и тактильно (с помощью
ладони, положенной на область диафрагмы ребенка). Необходимо следить, чтобы
вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Ребенок может
также самостоятельно осуществлять зрительный контроль над правильностью
дыхания, выполняя упражнения перед зеркалом.
"Бегемотик".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы
дыхательной гимнастики.
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы.
Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох). "Дыхание".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.
Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.
Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:
Носиком дышу свободно,
Тише - громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
(Вдохи всем телом после каждой строчки).
"Качели".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы
дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы
легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели"
вдох и выдох производится через нос.
"Ныряльщики
за жемчугом".
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее
сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два
спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом
закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
"Воздушный
футбол".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.
Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок
дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться
между кубиками.
"Листопад".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: листочки из тонкой бумаги.
Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку
"устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.
"Снегопад".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: "снежки" из ваты.
Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на
ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.
"Кораблик".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.
Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно,
чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:
Ветерок, ветерок, натяни парусок!
Кораблик гони до Волги-реки.
"Лети,
перышко!".
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
Оборудование: перышки небольшого размера.
Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно
полетело.
"Мой
воздушный шарик".
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох;
активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно
выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Легкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
"Яблоня".
Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое
дыхание, выполнять согласованные движения руками.
Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:
Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.
Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,
Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.
А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,
И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.
(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх
соединенные руки, покачивают ими).
Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.
Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.
(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).
Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.
(Дети покачивают руками из стороны в сторону).
Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,
Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.
(Дети дуют все вместе).
Сразу яблоки упали и о землю застучали,
Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,
Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.
(Топают ногами).
Одно яблоко осталось, повисело еще малость,
Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.
Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.
(Движение "веретено" согнутыми в локтях руками).
"Лесная
азбука".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.К
детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки".
Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную
азбуку:
"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать
ногами).
"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать
руками по бедрам, будто сучья трещат).
"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в
ладоши).
"Дует
ветерок".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное
внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и
"змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и
выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая
"солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая
"тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот
звук).
"Комар".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "комар".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").
Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук
"з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
"Жуки".
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Оборудование: предметная картинка "жук".
(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося
звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой
режим.
|